Jean Paul Gaultier
Жан-Поль Готье / Jean-Paul Gaultier
Жан-Поль Готье родился 24 апреля 1952 года в Аркуэле, пригороде Парижа. Он рос в семье банковских работников, которые были далеки от модной индустрии. В детстве он много времени проводил с бабушкой, потому что та разрешала ему смотреть телевизор все свободное время, и не оттаскивала его от экрана. Он смотрел фильмы, ток-шоу и трансляции кабаре «Фоли-Бержер». Кроме того, школу он зачастую прогуливал, предпочитая рисовать и смотреть модные журналы.
Можно буквально по пальцам пересчитать модельеров, которые не получали специального образования в школах, колледжах или университетах, и Жан-Поль Готье один из таких дизайнеров. Изначально, он собирался стать парикмахером, но благодаря любви к рисованию, он нарисовал несколько эскизов и отправил их Пьеру Кардену. Неожиданно для него, кутюрье понравились эскизы молодого парня, и он пригласил его к себе стать ассистентом. Готье работал с ним больше года, затем перешел в Дом моды Жана Пату, а после к Анджело Тарлацци. Набравшись больше опыта, он вновь вернулся к Пьеру Кардену, и они вместе приступили к разработке коллекции одежды для США.
В 1976 году при поддержке школьных друзей Франсиса Менюжа и Дональда Потара молодой дизайнер решился открыть собственную фирму. На создание первой коллекции у них почти не было средств, но для них это не было проблемой. Первая коллекция была создана из салфеток, бижутерии, чайных ситечек и батареек. Дебютная коллекция задала некое настроение всем следующим коллекциям Жан-Поля, которые аналогично получались эпатажными. Однако, оценить первый показ практически никто не пришел, так как в то же время в Париже проходил показ другого известного дизайнера, который собрал всю публику. Это так задело Готье, что он решил отныне больше никогда не оставаться не замеченным, и всячески эпатировать публику, чтобы люди буквально мечтали о посещении его шоу.
Для проведения показов он выбирал очень необычные локации: боксерский ринг, музей старинных каруселей, бывшее здание тюрьмы, трамвайное дело. Кроме того, его моделями становились карлики, старики и люди с ожирением. Публика зачастую была шокирована шоу дизайнера, но это стало его фирменным стилем, и всем нравилось.
В 1981 году дизайнер раз и навсегда закрепил за собой репутацию «хулигана моды». Он представил коллекцию «Хай-тек». Во время показа модели дефилировали в нарядах из мусорных ведер и консервных банок, и все образы дополнялись аксессуарами из кошачьего корма или коробок. Следом за этой коллекцией последовали «Дадаизм» и «Культурный шок» - во время последнего девушки дефилировали по подиуму в конусообразных бюстгальтерах, шиньонах и корсетах. После этого Жан-Поля обвинили в том, что он обезображивает женскую красоту. Но мастера комментарии критиков не особо волновали, и затем последовала коллекция «Мужчина-объект», в которой дизайнер хотел сломать стереотипы о мужчинах и женщинах, одев моделей в тельняшки и юбки, а в 1985 году во время показа «И Бог создал мужчину» парни-модели ходили по подиуму в юбках.
Первым широко известным фанатом Жан-Поля Готье стала Мадонна. Она выступала в мировом турне в конусообразным бюстгальтере и во многих других нарядах, созданных дизайнером. Кроме того, его полюбили певицы Милен Фармер и Кайли Миноуг. Также, модельера всегда интересовал кинематограф, поэтому он с особым энтузиазмом создавал наряды для персонажей фильмов «Пятый элемент», «Кика», «Город потерянных детей» и многих других.
В 90-е году Жан-Поль Готье продолжал эпатировать публику своими коллекциями, причем одежда от дизайнера начала влиять на моду и субкультуру у молодежи. Так, после выпуска коллекции «Тату», в которой были представлены наколки, пирсинг и этнические украшения, молодые ребята начали стремиться выглядеть так же, как и модели на подиуме. В то же время он изобрел прозрачные комбинезоны-боди, головные уборы в виде кухонной утвари и музыкальных инструментов, а также выпустил на подиум женщин в образе инопланетян с бритыми головами и в туфлях на огромной платформе.
Модельер эпатировал публику образами моделей, но при этом он не забывал и о собственном имидже. Дизайнер ходил с осветленными волосами, в тельняшке и сапогах. Жан-Поль Готье как личность интересовался не только дизайном одежды. Он также был ведущим на телевидении, записывал диски и увлекался фотографией.
В 1997 году Жан-Поль Готье приступил к разработке полноценной коллекции «от кутюр». Причем до ее создания он неоднократно высказывался по поводу отсутствия интереса к высокой моде, он считал ее «пропахшей нафталином», но, видимо, спустя годы творчества он решил все-таки заняться высокой модой. В этом году вышла его коллекция мужской и женской одежды «Готье-Париж», в которой он необычайно талантливо пародировал традиции высокой моды.
В 1999 году Жан-Поль Готье продал 35% акций своей компании фирме «Hermеs». Это позволило ему получить материальную основу, и расширить свой бизнес. Дизайнер и на сегодняшний день продолжает выпускать новые экстравагантные коллекции, но, безусловно, они не идут в сравнение с теми коллекциями, которые он создавал в 80-90-е годы.
Личная жизнь Жан-Поля Готье сложилась не так счастливо, как ему хотелось бы. На протяжение 15 лет он встречался со своим школьным другом Фрасисом Менюжем – тем, кто помог ему начать свой бизнес. Однако, он скончался от СПИДа в 1990 году. Дизайнеру было сложно пережить эту потерю, и он даже подумывал о том, чтобы закрыть свой бизнес, но вовремя одумался, решив, что его возлюбленному этого не хотелось бы, и продолжил работать над новыми коллекциями. После смерти близкого друга, модельер больше ни с кем не встречался. С тех пор он стал постоянным участником акций по борьбе со СПИДом. Кроме того, Жан-Поль Готье периодически отправляет средства на исследования, направленные на создание лекарства от СПИДа.