Balenciaga
Кристобаль Баленсиага Эйсагирре / Cristobal Balenciaga Eizaguirre
Кристобаль Баленсиага родился 21 января 1895 года в городке Гетария, Испания. Он воспитывался в бедной семье, его отец был моряком, а мама швеей, от которой, вероятно, мальчик и почерпнул любовь к созданию одежды, к тому же, он часто помогал ей в работе. К 12 годам он настолько освоился, что уже научился кроить не хуже опытного портного.
В то время, когда рос Кристобаль, в стране была монархия. Когда их бедную деревню посещала высшая знать, мальчик удивлялся красоте их нарядов. Однажды, в возрасте 13 лет он случайно встретился с маркизой де Касас Торрес. Увидев влиятельную даму города в плохо сидевшей на ней одежде, подросток смело подошел к ней и предложил свою помощь по пошиву нового красивого наряда. Маркиза даже показала ему один из имевшихся у нее нарядов от кутюр. Она разглядела талант мальчика, и заказала у него элегантный костюм для себя. С этого момента они начали долго сотрудничать и дружить по жизни. В том же году она отправила его на стажировку в Сан-Себастьян в лучшее ателье города.
В 1911 году Баленсиага устроился работать портным в филиале парижского универмага «Les Grands Magasins du Louvre». За два года он смог дорасти до главы отделения по пошиву женской одежды. Начавшаяся гражданская война способствовала тому, что Баленсиага переехал из родной страны в Бордо. Новые коллекции известных дизайнеров впечатляют будущую звезду. Он впитывает, словно губка, все последние тенденции в мире моды и даже проходит обучение у Коко Шанель.
В Испанию юноша вернулся в 1917 году. Он был вдохновлен и наполнен новыми идеями. Он сразу приступил к созданию моделей, в которых угадывался парижский шик. Его мечта о собственной марке одежды все-таки сбывается: в возрасте 22 лет Кристобаль открыл свой собственный Модный дом «C. Balenciaga» на улице Вергара в Сан-Себастьяне, а в 1918 году он официально зарегистрировал бренд «Balenciaga у Compania» вместе с сестрами Бенитой и Даниэлой Лизасо.
Роскошные платья, созданные кутюрье, привели в полный восторг женское население Испании. Его клиентками стали члены королевских семей. Он создавал модели туалетов для королевы Марии Кристины и инфанты Изабеллы Альфонсы. Кристобаля интересовала архитектура с точки зрения создания нарядов, ему хотелось уметь формировать практически любую форму одежды, и поэтому многие его вещи были похожи на скульптурные творчения.
На волне головокружительного успеха, Кристобаль открыл новые бутики в Мадриде и Барселоне, а также в 1924 году начал самостоятельно вести бизнес, изменив название Модного дома на «Cristóbal Balenciaga»
В 1937 года Кристобаль Баленсиага открыл Модный дом в столице Франции. Париж принял его не так просто, по началу мастеру не хватало средств, и постоянно приходилось занимать деньги у знакомых и друзей. В этом же году он представил свою первую дизайнерскую коллекцию «Haute Couture», которая была высоко оценена критиками и прессой. При создании коллекции он вдохновлялся такими испанскими художниками, как Сурбаран, Диего Веласкеса и Гойи. Элегантность туалетов дополняли огромные воланы, шлейфы и драпировки.
После Второй мировой войны Кристобаль Баленсиага стал первым кутюрье Парижа. Из сезона в сезон он создавал невероятно женственные наряды с безупречным кроем: воротник и рукава не теряли своего совершенства при движении. Причем пару моделей каждой коллекции дизайнер исполнял собственноручно от начала и до конца.
Кристобаль расширил ассортимент своего Модного дома в 1947 году, когда выпустил первый аромат «Le Dix», а в 1949 году представил второй парфюм — «La Fuite des heures».
В 1950-х гг. бутик Кристобаля Баленсиаги был самым дорогим в Париже. О нем знал весь мир, и каждая девушка высшего света мечтала о нарядах от известного кутюрье. Его туалеты покупали Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, норвежская принцесса Фабиола и другие. Стоит отметить, что мастер никогда и никому не делал скидки на наряды, даже постоянным клиентам.
Наряды, которые создавал Баленсиага, распродавались очень быстро. Ежегодно количество изделий составляло от 250 до 300 моделей. В трепетном отношении к своей работе ему не было равных, да и работой трудно назвать то, чем занимался Кристобаль. Он буквально болел своим делом. Например, однажды он обратил внимание на платье своей ассистентки, которые было с неправильно скроенными рукавами. Мастера такой расклад не устроил, он взял платье и тут же начал его переделывать. Порой, когда гости его Модного дома приходили с аналогично неправильно скроенными вещами, то домой они возвращались уже без них, потому что Кристобаль забирал их себе и перешивал.
В 60-е годы Баленсиага начал менять привычные облегающие модели платьев на необычные наряд. Так, вместо классических платьев с изящной фигурой, дизайнер выпускал платье-мешок или платье-тунику, которые общественность долго не понимала, как принимать.
Личность Кристобаля Баленсиага всегда оставалась загадкой для людей. Он не допускал на своих показы журналистов, уверяя, что их мнение не должно влиять на субъективное мнение клиентов. После своих показов он никогда не выходил на подиум и практически не общался с восторженной публикой и прессой. В отличие от нарядов, фото самого дизайнера очень редко появлялись на страницах изданий. Ассистенты, работавшие с кутюрье, зачастую просто ловили желания Баленсиаги по его жестам.
60-е годы стали разочарованием для Кристобаля Баленсиаге. На смену высокой моде пришла уже готовая одежда. Сначала мастер решил пойти на встречу изменениям в модной индустрии, и разрешил снимать копии со своих моделей американским производителям одежды. Однако, посетив в 1968 году швейную фабрику в США, и увидев, как производят готовую одежду, кутюрье осознал, что не готов предоставлять свои изысканные наряды в эксплуатацию машинам. Швейная фабрика произвела не него плохое впечатление, он расстроился, и решил, что не станет перестраивать свою работу из-за новых веяний в моде. Кристобаль закрыл свои ателье во Франции и перебрался к себе на родину, в Испанию. Несколько лет он жила на своей вилле за счет средств от выдачи лицензий на производство парфюмерной линии «Balenciaga».
Когда в 1968 году Баленсиага объявил прессе о том, что закрывает свои ателье, аристократичное высшее общество было шокировано. Все заявляли, что без Кристобаля Баленсиаги мода никогда не станет прежней. Сам кутюрье заявил, что ему не по силам следовать за новыми веяниями моды, которые требуют полное изменение концепции бренда. По его мнению, нынешнюю моду диктует уличный стиль, а не модельеры, и элегантные коллекции сменяются вульгарными нарядами.
Закрыв Модный дом, Кристобаль Баленсиага практически не появлялся на общественных мероприятиях. Последний раз он появился на публике во время похорон Коко Шанель в январе 1971 года. Великий кутюрье последовал за Коко через 2 месяца. Он умер на своей вилле в испанском городе Хавеа 24 марта 1971 года. Его похоронили на небольшом кладбище в родном городке Гетария.